Начало промышленного переворота
Уже в конце XVIII — начале XIX вв. в процессе промышленного производства немцы стали использовать иностранную, особенно английскую технику и технологию. На базе английских машин развивалась хлопчатобумажная промышленность. Устанавливались печи по выплавке чугуна с применением каменного угля. Применялось пудлингование. Но многие ценные технические приспособления и машины были созданы немецкими изобретателями.
Промышленный переворот в Германии прошел через ряд этапов. До 50-х гг. на его начальной стадии были затронуты в основном отрасли текстильной промышленности. Следующие два десятилетия (60—70-е гг.) были связаны с развитием отраслей тяжелой промышленности — угольной, металлургии, машиностроения. Конец 70-х гг. характеризовался завершением промышленного переворота и совпал по времени с монополизацией производства.
Традиционно промышленный переворот охватил текстильную промышленность. В Саксонии развивалось хлопчатобумажное производство, в Силезии — льнопрядение. На Лейпцигских ярмарках широко были представлены изделия из шелка. Текстильное производство все более становилось на машинную основу. Так, в 1846 г. в областях Таможенного союза насчитывалось более 310 прядилен и 750 тыс. механических веретен.
Особенно заметные изменения произошли в тяжелой промышленности. Появление паровых машин вызвало увеличение спроса на уголь. Более чем вдвое возросла его добыча, а количество рабочих, занятых на шахтах, — даже в четыре раза. Рост числа рабочих в других отраслях тяжелой промышленности за первую половину XIX в. был еще более значительным — в 12 раз. Наибольшее развитие получил Рейнско-Вестфальский промышленный район, где были сосредоточены около 200 домен и одна четвертая часть всех рабочих Германии.
Большое значение придавалось железнодорожному строительству. Первая железная дорога, связавшая Нюрнберг и Фюрт в 1835 г., имела длину 12 км. Но уже в конце 40-х гг. длина железнодорожного полотна достигла 2,5 тыс. км. Правда, собственные паровозостроительные заводы пока не поспевали за растущим спросом. И в начале 40-х гг. в стране использовали лишь чуть более 15% паровозов собственного производства. Их изготовляли на заводах Борзига в Берлине, а также в Хемнице и Касселе.
И все же в 30—40-х гг. промышленный переворот еще не набрал полную силу и находился на начальной стадии. К примеру, суммарная мощность паровых машин всей Пруссии в середине 40-х гг. лишь на немного превышала оснащение ланкаширских хлопчатобумажных фабрик в Англии, где работало более 710 паровых машин общей мощностью 20 тыс. л. с.
Промышленный подъем 50—60-х гг.
Основанием для экономического подъема 50—60 гг. послужил ряд обстоятельств, в том числе и определенные результаты буржуазной революции 1848 г. Так, в послереволюционное время был принят коммерческий кодекс, создан Верховный коммерческий суд, введен новый промысловый устав, ликвидировавший остатки цеховых привилегий и облегчивший формирование новых акционерных обществ, установлена единая система мер и весов, введены единые железнодорожные тарифы. Положительную роль сыграло и срединное географическое положение страны, превратившее Германию в страну европейского транзита.
К тому же, активное железнодорожное строительство способствовало экономическому единению страны, оказывало мощное стимулирующее воздействие на подъем крупной, особенно тяжелой промышленности. Государство проявляло значительный интерес к железнодорожному строительству, оценивая его военно-стратегическое значение. Многие железные дороги становились казенными предприятиями, а некоторые после государственного финансирования при их строительстве национализировались. К началу 70-х гг. государство владело более 40% всей железнодорожной сети страны. Строительство железных дорог, в свою очередь, расширяло спрос на уголь, рельсы, паровозы, вагоны.
Мощный стимул развитию крупной индустрии был дан милитаристской ориентацией Пруссии, которая стала во главе объединения Германии «железом и кровью». В эти годы были заложены основы германской военной промышленности — производство пушек А. Крупном, А. Борзигом и др.
Формированию новых отраслей и технологий способствовали крупные открытия и разработки. Мировую значимость приобрело создание Э. В. Сименсом динамо-машины (1867), а также получение синтетических красителей из каменного угля — основы анилиновых красок (1856). Начато развитие производства калийных удобрений и т. д.
Однако для развития крупной промышленности требовалось преодоление иностранной конкуренции и мобилизация значительных капиталовложений. Главными составляющими в этом процессе стали выкупные платежи крестьян, ограбление своего пролетариата, труд которого оплачивался довольно низко, а также вывоз на европейский рынок хлеба, картофельной водки, сахара, шерсти.
В этот же период закладываются основы кредитной системы сдраны, создаются акционерные банки и компании. Так, в 50—60-е гг. в Пруссии было создано около 300 горнопромышленных, металлургических, страховых, железнодорожных и других компаний с капиталом около 2,5 млрд. марок.
В результате за 50—70-е гг. промышленность Германии достигла невиданных для XIX в. темпов роста. По этому показателю страна обогнала Англии и Францию. За 50-е гг. объем промышленной продукции удвоился, за 60-е гг. вырос еще в полтора раза. На долю Германии приходилось 13% мирового промышленного производства. Особенных успехов добилась тяжелая промышленность. За 60-е гг. производство средств производства возросло на 23%, а предметов потребления — лишь на 9%. За 50—60-е гг. добыча угля возросла почти в пять раз, производство чугуна — более чем в семь раз, длина железных дорог увеличилась более чем в три раза, мощность паровых двигателей — в девять раз. По этим показателям Германия опередила Францию. Однако промышленный переворот еще не был полностью завершен. В ряде отраслей промышленности сохранилось ремесленное производство. И сельское хозяйство пока преобладало над промышленностью.
Положение трудящихся
Эти десятилетия были особенно тяжелыми как для промышленных, так и для сельскохозяйственных работников. Для села — это бремя платежей, феодальных повинностей, эксплуатация батраков, для города — неуклонное снижение среднего уровня заработной платы. Труд немецких рабочих оплачивался в 1,6 раза меньше, чем англичан, и в 4,6 раза меньше, чем в США. Организация труда на фабриках вела к его интенсификации. Рабочий день продолжался 13—16 часов. В конце кризисных 40-х гг. безработица составляла на ряде предприятий до четверти занятых.
Широкий размах в Германии получило рабочее движение. Экспансия капитализма и реакционный полицейский режим крайне обострили классовые противоречия. В середине XIX в. страна стала центром мирового революционного движения и возникновения марксизма. Здесь в 1847 г. состоялся первый конгресс «Союза коммунистов», поручивший К. Марксу и Ф. Энгельсу подготовить «Манифест Коммунистической партии», опубликованный в начале 1848 г.
Похожие работы:
- Начало промышленного переворота
Уже в конце XVIII — начале XIX вв. в процессе промышленного производства немцы стали использовать иностранную, особенно английскую технику и технологию. На базе английских машин развивалась хлопчатобу...
- Начало переворота в аграрных отношениях
Состоявшиеся к середине XIV в. расцвет торговли и экономический подъем городов заставили духовных и светских феодалов искать новые денежные источники, что обусловило новый натиск на права общины-марки...
- Особенности промышленного переворота
Промышленный переворот в Америке начался в кон XVIII в., но происходил в особых условиях.
Одним из этих условий был постоянный приток эмигранты из разных стран Европы. Если бы не это обстоятельство а...
- Направления промышленного переворота
Промышленный переворот начался на Северо-Востоке страны. Первой отраслью, которая стала переходить к машинному производству, была хлопчатобумажная. Изобретенная в 1793 г. Э. Уитни хлопкоочистительная ...
- Содержание промышленного переворота
Промышленный переворот – общеисторическое явление, характеризующее определенный этап в развитии капитализма. Первоначально под промышленным переворотом понималась серия технических изобретений 1760-18...